Тенденции развития прессы Израиля (на примере газет “Israel Hayom”, “Haaretz” и “The Jerusalem Post”) - Освещение внутриполитических конфликтов в прессе Франции и Израиля
Полная версия

Главная arrow Литература arrow Освещение внутриполитических конфликтов в прессе Франции и Израиля

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Тенденции развития прессы Израиля (на примере газет “Israel Hayom”, “Haaretz” и “The Jerusalem Post”)

В отличие от французских медиа, израильские СМИ отличаются более короткой историей, а израильская пресса появилась лишь в XX веке. Поскольку до 1948 года государства Израиль не существовало, можно условно назвать все СМИ, существовавшие до этого года - «протоизраильскими». Их история начинается вместе с появлением на Святой земле первых репатриантов. Это были издания в мошавах и кибутцах, которые отвечали запросам местных жителей. На территории Израиля фактически не было ничего. Города только начинали строиться, а государственности ещё не существовало. До 1948 года территория, которая сейчас называется Израилем, находилась под мандатом Великобритании. Именно в «оккупации» и появились первые СМИ. Что примечательно для истории такого молодого государства, первые законы о СМИ, декреты о печати и радиовещании появились ещё до провозглашения независимости Израиля. С тех пор эти законы претерпевали незначительные изменения, а непосредственно новый закон о СМИ государства Израиль так и не был утвержден, хотя за последние двадцать лет депутаты Кнессета неоднократно рассматривали различные законопроекты, которые, однако, далее первого чтения не проходили.

СМИ на иврите и арабском языках появились во второй половине XIX века в крупных городах Палестины. В 1863 году в Иерусалиме начала выходить газета «Ха-Леванон». Распространение прессы на иврите преследовало несколько целей: сплочение народа на религиозной почве и распространение знаний и использования иврита в обиходе (на тот момент язык не был распространен, и приходилось искусственно распространять его). Характерной чертой израильской прессы является то, что она была создана в рамках партии.

Несмотря на цензуру со стороны властей, еврейская пресса процветала в Палестине до 1980-х гг. В первой половине XX века были основаны такие газеты как: “Davar” (1925), основанная организацией труда “Histadrut”, либерально-демократическая “Haaretz” (1918) и “Maariv” (1948). В 1980-х гг. начался процесс, который не столь характерен для других стран: началась медиа-консолидация и массовое исчезновение политических изданий и газет на иностранных языках. В то время были основаны три медиа-конгломерата, владельцами которых стали три влиятельные фамилии: Мозес (“Yedioth Ahronoth”), Нимроди (“Maariv”) и Шокен (“Haaretz”).

А. С. Смолярова отмечает, что долгое время печатный рынок Израиля был консервативен: радикальные преобразования рынка прессы произошли лишь в 2007 году, с приходом иностранного капитала. До этого момента попытки внедриться в израильский печатный рынок были безуспешны из-за упомянутых выше медиа-баронов Смолярова А.С. Участие иностранного капитала на рынке печатных СМИ в Израиле. // Новые геополитические реалии и СМИ. Сборник статей Международного постоянно действующего научно-практического семинара «Век информации», 16 декабря 2011 г. С. .

В 2007 г. на печатном рынке Израиля происходят значительные изменения: появляются успешные бесплатные газеты “Israel Hayom” и “Israel Post”. Первая из них за последующие три года завоевала популярность у израильской аудитории, а также потеснила “Yedioth Ahronoth”с позиции монополиста «Едиот ахронот» теперь не монополия // ISRAland, 03.01.2010. Эл. источник: http:// www.isra.com/news/119365. (Дата обращения: 20.03.2016)..

Модель развития израильских медиа крайне интересна. Если мы обратимся к исследованию Д. Халлина и П. Манчини, увидим утверждение о том, что с развитием СМИ на территории Израиля изначально сосуществовали вместе плюралистическая и этатистическая модели. Однако с течением времени и развитием инфраструктуры страны усилилось влияние рынка и либеральной модели, однако в условиях военных конфликтов и прогрессирующей проблематики национальной безопасности возникла необходимость обращать большее внимание на их решение с помощью государства и медиа. «Последствия оказались интересными: плюрализм существует, но сковывается. Критика правительства широко распространена, но ограничена в возможностях <…> Публичные дебаты ведутся в четко установленных границах» Yoram Р. The Impact of National Security on the Development of Media Systems: The Case of Irael. 2011. Р. 23..

По данным RWB Reporters Without Borders. Israel. URL: http://index.rsf.org/#!/index-details/ISR http://index.rsf.org/#!/index-details/ISR. (Дата обращения: 20.03.2016). на 2015 год, Израиль сейчас находится на 101 месте по уровню свободы слова. В 2004 году страна входила в топ-сорок стран и находилась на 36 месте. Израиль сильно упал в рейтинге за 2014 год в связи с обострением арабо-израильского конфликта, в котором погибли 15 журналистов и работников СМИ. По причине обострения ситуации на границах, израильские власти были вынуждены усилить контроль над содержанием телепрограмм Там же.. В то же время, по рейтингу Freedom House FreedomHouse.URL: https://freedomhouse.org/sites/default/files/FH_FITW_Report_2016.pdf/, Израиль находится на 80 месте, уровень свободы оценивается, как и в случае с Францией, в наивысший бал (1).

Теперь мы перейдем к более детальному исследованию рынка прессы Израиля и более подробно изучим трех его представителей: газеты “Israel Hayom”, “Haaretz” и “The Jerusalem Post”.

“Israel Hayom” - в переводе с иврита обозначает «Израиль сегодня». Газета принадлежит американскому миллиардеру Шелдону Эдельсону. Название газеты перекликается с самой популярной в США «USA Today». Напомним, что год основания - 2007, а в 2011 г. появилась онлайн-версия.

Газета “Israel Hayom” была основана «на убежденности в том, что израильская общественность заслуживает лучшего, более сбалансированной и более точной журналистики. Журналистики, которая говорит, а не кричит» Israel Hayom. URL: http://www.israelhayom.com/site/about.php. (Дата обращения: 20.03.2016).. Кроме того, на своем сайте редакция утверждает стандарты своего качества: достоверность, прозрачность, честность, открытость и полное раскрытие темы, не прибегая к сенсационности и «желтизне».

Изначально газета выходила на 16-24 полосах, однако позже она увеличила свой объем. В ноябре 2010 года появилось пятничное издание «толстушка». Количество экземпляров в будни - 200 000, и 350 000 - в пятницу. “Israel Hayom” распространяется бесплатно в общественных местах. Газета также бесплатно доступна по подписке.

“Israel Hayom” не раз обвиняли в правой направленности и близости к Биньямину Нетаниягу. В 2009 году депутаты Кнессета из оппозиции пытались продвинуть закон, согласно которому владелец газеты, издающейся в Израиле, обязан иметь израильское гражданство, однако инициатива не имела успеха. Примечательно то, что, несмотря на всевозможные нападки, газета остается одной из самых популярных в стране. Согласно опросу, проведенному компанией TGI из группы «Телесекер» с июля 2014 г. по июнь 2015 г., газету читали 39,8% израильтян Israel Online. URL: http://www.israelonline.ru/business/исраэль-ха-йом-самая-популярная-г.html. (Дата обращения: 21.03.2016)..

Другое издание, находящееся в поле нашего внимания - “Haaretz”, ежедневная израильская газета, выходящая на иврите и английском. Название издания в переводе с иврита - «Страна». Газета была основана в 1918 г. в Палестине британскими оккупантами. Позже она перешла в руки сионистских иммигрантов. В 1937 г. была куплена семьёй Шокен. В 1922 г. редакция газеты переехала в Тель-Авив, где находится по сей день.

Согласно редакционной политике Haaretz. URL: http://www.haaretz.com/news/about-haaretz-1.63277. (Дата обращения: 21.03.2016)., газета “Haaretz” является независимой ежедневной газетой с «широко-либеральной перспективой» как по вопросам внутренней, так и международной политики. В штат издания входит около 330 репортеров, колумнистов и редакторов. Газета широко известна, именно благодаря своим колумнистам, за что получила признание интеллигенции. “Haaretz” публикует на своих полосах качественные аналитические материалы, обзоры, благодаря которым играет немаловажную роль в формировании общественного мнения.

В отличие от “Israel Hayom”, “Haaretz” выходит в меньших масштабах. В будние дни продается 75.000 экземпляров, и 95.000 - по пятницам. Безлимитный месячный доступ к электронной версии газеты стоит 2.3$.

“The Jerusalem Post” - ежедневная израильская газета, выходящая на английском и французском языках. Была основана в Иерусалиме в 1932 г. под названием «Palestine Post».

До 1989 года “The Jerusalem Post” имела сильную левую направленность. После приобретения газеты Конрадом Блэком, она стала правой, из-за чего издание потеряло значительную часть своей аудитории, чем воспользовалась газета “Haaretz” , начавшая издавать свой англоязычный вариант. В 2004 г. газета вновь поменяла владельцев, а вместе с ними и свою политическую ориентацию. Газету приобрел “Mirkaei Tikshoret”, диверсифицированная израильская медиа-группа, находящаяся под контролем инвестора Эли Азура. В настоящее время ее редактор Стив Линде стремится обеспечить The Jerusalem Post. Horovitz steps down, Linde taking over as JPost editor. URL: http://www.jpost.com/National-News/Horovitz-steps-down-Linde-taking-over-as-JPost-editor (Дата обращения: 21.03.2016). сбалансированное освещение новостей наряду с мнениями со всех концов политического спектра, сосредоточив внимание на Израиле, Ближнем Востоке, еврейский мире и межконфессиональных отношениях. Кроме того издатели подчеркивают, что газета, будучи единственным изданием в Израиле, которое не имеет версии на иврите, «зарекомендовала себя как самая читаемая и самый надежный источник на английском языке новостей из Израиля, в печатном и электронном виде» Там же..

Онлайн версия газеты появилась в 1996 году. На сайте “The Jerusalem Post” представлена интересная актуальная статистика The Jerusalem Post. The JPost.com Statistics. URL: http://www.jpost.com/landedpages/statistics/statistics.aspx (Дата обращения: 21.03.2016). о читательской аудитории. Сайт газеты, или его отдельные страницы, ежемесячно посещают 20 млн. человек, 3 млн. из которых являются уникальными посетителями. 71% читателей являются жителями США, что объясняет обилие публикаций о еврейской диаспоре в США. Также отмечается, что 65% от общего числа аудитории издания имеют высшее образование.

Характеризуя современный рынка прессы Израиля Алек Эпштейн говорит о том, что «на сегодняшний день большинство граждан не имеет никакой информации о деятельности органов власти, кроме той, которая преподносится им средствами массовой информации. <…> В этой связи средства массовой коммуникации должны проявлять повышенную ответственность, остерегаясь непроверенной и предвзятой информации, однако подобное «самосдерживание» печатных, а еще более - электронных, средств массовой информации очевидным образом противоречит соображениям их экономической выгоды» Эпштейн А., Раве И.. Средства массовой информации и политические перемены в Израиле // Ближний Восток и современность, 2001. №12. Эл. источник: http://hedir.openu.ac.il/radio/radio12.html. (Дата обращения: 21.03.2016)..

Подводя итог вышесказанному, мы хотим подчеркнуть схожую направленность описанных французских и израильских печатных изданий, а также некоторые точки соприкосновения в экономической модели масс-медиа. В обеих странах за последние 20 лет произошли значительные изменения на рынке СМИ. Изданиям пришлось бороться за свое существование из-за экономических кризисов в 2008 и 2011 годов, которые способствовали уменьшению печатного тиража. Эта борьба способствовала значительным изменениям редакционной политики, которая в свою очередь несколько поменяла читательскую аудиторию. Мы можем отметить сходства между “Le Figaro” и “Israel Hayom”, имеющих проправительственную направленность, а также “Le Monde”, “Marianne”, “Haaretz” и “The Jerusalem Post”, которые привлекают интеллигентные читательские круги за счет критики правительства, а также сильных колумнистов.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>